Поэма «Медный всадник» – повествование о трагической участи простого обитателя Петербурга, потерявшего во время наводнения любимую девушку, а вместе с ней – все мечты и надежды на будущую жизнь.
В «Медном всаднике» Пушкин поднимает тему «маленького человека» и тему роли Петра I в судьбе России. Основной конфликт произведения – противостояние личности и власти. Для общего ознакомления с произведением предлагаем прочитать онлайн краткое содержание «Медный всадник», выполненное опытным учителем литературы.
Главные герои
Евгений – бедный чиновник, который мечтает о семье, спокойной размеренной жизни. Сходит с ума, не в силах смириться со смертью любимой девушки во время наводнения.
Петр I – оживающий в воображении Евгения образ памятника царю.
Другие персонажи
Параша – возлюбленная Евгения, которая гибнет во время наводнения в Петербурге.
Предисловие
Вступление
У безлюдных берегов Невы стоял когда-то Петр I, размышляя о времени, когда здесь будет основан город:
«Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно» .
По прошествии ста лет на месте, где раньше не было ничего, кроме «тьмы лесов» и болотных топей, «вознесся пышно, горделиво» молодой город. «Юный град» затмил красотой, богатством и мощью саму Москву. Автор признается в любви к городу, «Петра творенью» , и верит, что созданный волею правителя, он будет многие века стоять «неколебимо как Россия» , а побежденная стихия финских волн забудет о своем былом величии и не будет беспокоить «вечный сон Петра» .
Повествователь приступает к рассказу о тяжелом времени, воспоминание о котором еще свежо.
Часть первая
Поздним ненастным вечером ноября герой по имени Евгений вернулся из гостей домой.
«Наш герой
Живет в Коломне; где-то служит,
Дичится знатных и не тужит
Ни о почиющей родне,
Ни о забытой старине» .
Тяжелые мысли о бедности, о своей жизни, в которой еще предстоит заслужить «независимость и честь» , не дают ему заснуть. К тому же из-за непогоды вода в Неве поднималась и, скорее всего, уже смыла мосты, – теперь Евгений несколько дней не сможет увидеть любимую девушку Парашу, живущую «у самого залива» , на другом берегу. Евгений размечтался о жизни с Парашей, об их совместном будущем и, наконец, заснул.
Наступивший день был ужасен:
«Нева вздувалась и ревела,
И вдруг, как зверь остервенясь,
На город кинулась» .
Площади превратились в озера, и в них «широкими реками вливались улицы» . Вода разрушала дома и уносила людей, обломки жилищ, мосты, – все, что встречалось на пути.
На мраморном льве возле одного из новых богатых домов города неподвижно сидел среди общего хаоса Евгений. Он не видел и не слышал ни ветра, ни дождя, бьющего по лицу – он тревожился о судьбе возлюбленной. Молодой человек в отчаянии неотрывно смотрел туда, где, «словно горы, из возмущенной глубины вставали волны, буря выла, неслись обломки» , – туда, где жила Параша со своей матерью. Герою казалось, он видит и некрашеный забор, и их ветхую лачугу.
Евгений сидел, не в силах сдвинуться с места. Вокруг везде была вода, а перед ним – обращенный к нему спиной «кумир на бронзовом коне» . Памятник Петру I возвышался над бушующей Невой.
Часть вторая
Наконец вода начала спадать. Евгений, «душою замирая, в надежде, страхе и тоске» , наняв перевозчика, плывет к любимой. Выйдя на берег, герой бежит к дому, где жила Параша, он не верит глазам, ходит вновь и вновь вокруг места, где жила девушка, и не находит ее дома – он смыт Невой. «Полон сумрачной заботы» , Евгений громко говорит сам с собой, а потом смеется.
Наступил следующий день, Нева успокоилась, город вернулся к прежней жизни. Жители шли на службу, возобновилась торговля.
Только Евгений не смог перенести гибели любимой, его «смятенный ум» не выдержал потрясения. Занятый мрачными мыслями, он скитался по городу, не возвращаясь домой. Так прошла сначала неделя, потом месяц. Молодой человек спал, где придется, кормился подаянием. Бывало, дети бросали вслед ему камни, его стегали плети кучеров, когда он, не разбирая дороги, едва не попадал под колеса повозок. Внутренняя тревога съедала его.
«И так он свой несчастный век
Влачил, ни зверь ни человек,
Ни то ни сё, ни житель света,
Ни призрак мертвый…»
Однажды в конце лета, ночуя возле невской пристани, Евгений был разбуежн наступающим ненастьем. Шел дождь, выл ветер, бурлила Нева. Вспомнив пережитый ужас наводнения, герой начал бродить по улицам. Со страхом внезапно остановился – он очутился возле дома, где спасался от бушующей реки в ночь гибели Параши. На крыльце большого нового дома все также сидели изваяния львов, а неподалеку высился на бронзовом коне Петр. Евгений узнал и место, где «потоп играл» , и львов, и того, «чьей волей роковой под морем город основался» . Именно Петра считает виновником своего горя.
Стиснув зубы, сжав пальцы, задрожав от переполнявшей злобы, взглянул он в глаза Петра и прошептал с угрозой: «Ужо тебе!..» И вдруг бросился прочь: герою показалось, что лицо царя вспыхнуло гневом и всадник начал поворачиваться в его сторону. Всю ночь бежал Евгений от мнимого преследования Петра – куда бы ни сворачивал он, везде слышался ему топот конских копыт ожившего «медного всадника» .
С тех пор всегда, когда Евгений оказывался возле памятника, он смиренно опускал глаза, снимал картуз и прижимал руку к сердцу, «как бы смиряя его муку» .
Герой так и не смог пережить потерю и прийти в себя. Мертвого «безумца» Евгения нашли весной у порога ветхой лачуги, которую наводнение занесло на безлюдный остров у взморья. Здесь же, на острове, его и похоронили.
Заключение
Рассказывая историю Евгения, автор подводит нас к выводу о том, что противоречия между властью и маленькими людьми не исчезают и не разрешаются – они всегда трагически взаимосвязаны. Пушкин впервые в русской литературе показал неразрешимость между государственными интересами и интересами простого человека. Именно поэтому образы главных героев в изображении автора неоднозначны: мы видим Петра – преобразователя и Петра-самодержца, Евгения – мелкого чиновника и бунтаря, возмутившегося действиями самого царя.
После чтения пересказа «Медного всадника» читатель готов к восприятию неповторимых пушкинских образов и языка поэмы.
Тест по поэме
Пройдите тест – и узнаете, как хорошо вы запомнили краткое содержание:
Рейтинг пересказа
Средняя оценка: 4 . Всего получено оценок: 3353.
Медный всадник: Медный всадник памятник Петру I в Санкт Петербурге Медный всадник поэма А. С. Пушкина Медный всадник балет на музыку Р. М. Глиэра Медный всадник кинопремия … Википедия
Медный всадник - поэма. Написана в октябре 1833 года в Болдине. В печати появилась лишь после смерти поэта, т. к. в свое время цензура не пропустила поэмы, за исключением отрывка Петербург. ...Эта поэма апофеоза Петра Великого, самая смелая, самая грандиозная,… … Словарь литературных типов
Медный всадник (балет) - У этого термина существуют и другие значения, см. Медный всадник (значения). Медный всадник Медный всадник Композитор Рейнгольд Глиэр Автор либретто Пётр Аболимов Ист … Википедия
ПОЭМА - (греч. poiema) 1) поэтический жанр большого объема, преимущественно лироэпический. В древности и средние века поэмой называют монументальный героический эпос (эпопею) Илиаду, Одиссею, Песнь о Роланде, что генетически указывает на эпическую… … Большой Энциклопедический словарь
ПОЭМА - (греческое poiema), 1) поэтический жанр большого объема, преимущественно лироэпический. В древности и в средние века поэмой называли монументальный героический эпос (эпопею) Илиаду, Одиссею, Песнь о Роланде, что указывает на эпическую природу… … Современная энциклопедия
Поэма - (греческое poiema), 1) поэтический жанр большого объема, преимущественно лироэпический. В древности и в средние века поэмой называли монументальный героический эпос (эпопею) ”Илиаду”, “Одиссею”, “Песнь о Роланде”, что указывает на эпическую… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
поэма - ы; ж. [греч. poiēma] 1. Большое лирико эпическое произведение в стихах. Лирическая, эпическая п. Дидактические поэмы Буало. // Прозаическое произведение, построенное по образцу такого стихотворного произведения. Мёртвые души Гоголя поэма в прозе … Энциклопедический словарь
Поэма - Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей. Поэма … Википедия
поэма - (греч. poiema) лиро эпический жанр. Основными чертами поэмы является наличие развернутого сюжета, масштабность изображаемых явлений и проблем, широкое развитие образа лирического героя. Рубрика: роды и жанры литературы Род: лиро эпические жанры… … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению
поэма - ы, ж. 1) Крупное стихотворное произведение с повествовательным или лирическим сюжетом. Поэмы Н. А. Некрасова. 2) В музыке: небольшая лирическая пьеса свободной структуры, крупное одночастное симфоническое произведение, обычно программное, а также … Популярный словарь русского языка
Книги
- Медный всадник. Пиковая дама , Пушкин Александр Сергеевич. В книгу вошли два пушкинских петербургских шедевра - поэма "Медный всадник" и повесть" Пиковая дама", вместе с третьим - образцом русской изобразительной пушкинианы ХХ века - иллюстрациями А.… Купить за 1029 руб
- Медный всадник. Пиковая дама , Пушкин Александр Сергеевич. В книгу вошли два пушкинских петербургских шедевра - поэма "Медный всадник" и повесть" Пиковая дама", вместе с третьим - образцом русской изобразительной пушкинианы XX века - иллюстрациями А.…
В данной статье мы с вами постараемся разобрать насущные вопросы, которые раскрывает Александр Сергеевич Пушкин в своем произведении. Также ниже будет указана история создания бронзового памятника, построенного в честь поэмы, и ее краткое содержание. «Медный всадник» на сегодняшний день является не только гордостью России, но и, как ни странно, до сегодняшнего дня находится в списке наилучших произведений мировой литературы.
Проблемы, которые затрагивает Пушкин в своем произведении
Известная на весь мир поэма «Медный всадник», написанная Александром Сергеевичем Пушкиным в 1833 году, несет в себе главную проблему XX века - взаимоотношения между людьми и государством. Вопросы, которые он раскрывает в своем произведении, затрагивают власть и человека.
Какие жизненные обстоятельства сподвигли Александра Сергеевича написать данное произведение
Гениальная мысль написать данную поэму пришла к Пушкину только после того, как он 7 ноября 1824 года стал заочным свидетелем петербургского наводнения. Данный потоп воспринялся человечеством как некий крах и шаг к пропасти. Эмоции, которые переполняли в те моменты Петербург, не могли не оставить свой отпечаток в воображении Александра Сергеевича, и уже тогда в его голове промелькнула гениальная мысль написать произведение, посвященное произошедшему событию. Но по иронии судьбы поэма была написана лишь через девять лет. После того как произведение приобрело популярность, мир узнал его краткое содержание. «Медный всадник», по мнению многих ценителей и почитателей творчества поэта, считается одним из лучших его творений.
Разбор произведения на части
Для начала необходимо определить в знаменитой поэме как минимум экспозицию, завязку, кульминацию, развязку и только после описывать краткое содержание. «Медный всадник» включает в себя экспозиционную часть, в которой фигурирует главный герой Евгений, а также прославление «великих дум» Петра Великого и града Петрова. К завязке можно смело отнести описание потопа, кульминацией считается известие о смерти невесты, а вот развязкой, в свою очередь, является сумасшествие и гибель Евгения.
Краткое содержание поэмы «Медный всадник», А.С. Пушкин
«Медный всадник». Краткое содержание» - было бы здорово, если бы подобного рода книги существовали и приносили пользу всем подросткам современного мира. Но, к сожалению, их нет, и в 21 веке весь школьный материал подобного рода должен обрабатываться детьми в кротчайшие сроки самостоятельно. Именно поэтому для упрощения данной задачи предлагаем плавно перейти к краткому описанию сюжета поэмы «Медный всадник». Краткое содержание по главам не будет указываться в данном разделе, ниже мы с вами разберем главные события, произошедшие в поэме. Итак, начнем. В начале поэмы Пушкин рассказывает читателям о Петре, который стоит на берегу Невы и мечтает возвести город, который непременно будет служить в дальнейшем народу окном в желанную Европу. Спустя сто лет этой идее суждено было сбыться, и вот теперь на месте пустоты вознесся прекрасный город. Далее речь в произведении идет о мелком чиновнике по имени Евгений, который ежедневно возвращается домой и пытается уснуть, размышляя о своем нынешнем положении, ведь когда-то его семья не нуждалась в помощи, потому как знатный род чиновников имел неплохую прибыль, а теперь все наоборот. Помимо этого, его мысли постоянно заполнены любимой, которую зовут Параша, он мечтает как можно быстрее жениться на ней и построить крепкую неразлучную семью.
Сладкие мечты заставляют его уснуть, а ближе к утру его сон нарушает разбушевавшаяся Нева, которая вышла из-под контроля, вскоре весь Петербург был затоплен. Многие люди погибли, Пушкин сравнивает потоки реки с солдатами, которые разрушали все на своем пути. Вскоре река возвращается в свои берега, и Евгению выпадает шанс переплыть на другую сторону города, к любимой. Он бежит к лодочнику и просит его о помощи. Попав на другой берег, мелкий чиновник не может узнать былых мест, сейчас они похожи на руины и напоминают поле сражение, усыпанное человеческими телами. Евгений, позабыв обо всем, спешит к домику любимой, но не находит его, осознав, что его невесты нет в живых. Чиновник лишается рассудка, изводя себя диким хохотом. На следующий день, когда природа вернулась к прежнему состоянию, все люди как будто позабыли о происшедшем, и только Евгений не мог спокойно дышать. В течение последующих лет ему постоянно будет слышаться шум бури, он станет отшельником. Лишь однажды, проснувшись рано утром, он вспоминает все, что с ним произошло за последнее время, и выходит на улицу, где видит дом с памятниками у входа. Немного около них походив, бедолага заметил на морде одного из мраморных львов гнев и бросился бежать прочь, слыша за собой невероятный топот коней. После этого он еще долго прятался от непонятного шума в ушах, мечась по всему городу из стороны в сторону. Через время прохожие люди видели, как он снимал свой картуз, прося таким образом прощения перед грозным памятником. Немного позже его нашли мертвым на небольшом островке и сразу «похоронили ради Бога».
Памятник «Медный всадник»
Ниже мы с вами остановимся на описании памятника мирового значения. Произведение, о котором в данной статье идет речь, знаменито на весь мир не только своей гениальностью, простотой, некой жизненной философией. Помимо этого, имеет вовсе не краткое содержание «Медный всадник». Он, как ни странно, является неотъемлемой частью Санкт-Петербурга. Это памятник, который воздвигнут в центре города и посвящен рассмотренной поэме и Петру первому. Внешне бронзовая глыба имеет вид скалы с чарующим всадником. Место, где расположен памятный монумент, выбрано по случаю того, что рядом находится Сенат - символ всей царской России. Автором данного шедевра является Этьен-Морис Фальконе - работник фарфорового завода, который против желания Екатерины II решил установить свое произведение искусства неподалеку от Невы. Гонорар за проделанную работу Фальконе получил довольно скромный, другие светские скульпторы на тот момент просили в два раза больше. В процессе работы скульптору поступало множество различных предложений по поводу будущего памятника, но Этьен-Морис был настойчив и в конечном итоге воздвиг ранее им же задуманное. Вот что он по этому поводу написал И. И. Бецкому: «Могли ли Вы себе представить, чтобы скульптор, избранный для создания столь значительного памятника, был лишён способности думать, и чтобы движениями его рук управляла чужая голова, а не его собственная?»
Разобрав краткое содержание «Медного всадника» и ознакомившись с историей памятника, предлагаю поговорить об интересном. Оказывается, помимо того, что поэма использовалась для скульптурного искусства, российский композитор Р. М. Глиэр, воспользовавшись событиями в произведении Александра Сергеевича, создал свой одноименный балет, фрагмент которого стал Санкт-Петербуржским гимном.
Поэма "Медный всадник". Конфликт между властью и чел-ком.
Поэма "Медный всадник" была написана Пушкиным в 1833 году. В ней П-н впервые в русской литературе противопоставил госу-дарство, олицетворенное в лице Петра I, и человека с его личными и частными интересами и пережива-ниями. Реформы Петра I в русской истории были глубоким и всеобъемлющим переворотом, который не мог совершиться легко и безболезненно. Петр I требовал от народа всех сил для достижения намеченных им целей, а это вызывало ропот и недовольство. Такое же неоднозначное отношение было и к любимому детищу Петра - Петербургу. Он олицетворял собой и величие России, и рабство ее народа. С одной стороны, это был прекрасный город с его дворцами, монументами и золотыми куполами, но в то же время Петербург потрясал своей бедностью быта, нищетой и самой большой смертностью в России. Еще одним несчастьем Петербурга были страшные наводнения, которые разрушали дома и уносили человеческие жизни. Строя Петербург на берегу Финского залива, на болоте, Петр совершенно не заботился о будущих жителях своей столицы. Кроме того, он был построен "назло надменному соседу" и природе. И стихия словно мстила людям за их деяния. В "Медном всаднике" П-н описывает одно из самых страшных наводне-ний, которое произошло в 1824 году и принесло страшные разрушения городу: Осада! приступ! злые волны, Как воры, лезут в окна. Челны С разбега стекла бьют кормой. Лотки под мокрой пеленой, Обломки хижин, бревны, кровли, Товар запасливой торговли, Пожитки бледной нищеты, Грозой снесенные мосты, Гроба с размытого кладбища Плывут по улицам! В поэме два главных героя: Петр I, олицетворяющий собою государ-ство, и бедный чиновник Евгений. Он потомок знатного, но обедневшего рода. Это трудолюби-вый молодой человек, который хочет своими руками устроить свое счастье. У него есть невеста, которую он любит и на которой, получив хорошее место, хочет жениться: Пройдет, быть может, год-другой - Местечко получу, Параше Препоручу семейство наше И воспитание ребят… И станем жить, и так до гроба Рука с рукой дойдем мы оба, И внуки нас похоронят… Но его мечты оказались напрасными, так как Параша вместе со своей матерью погибает во время наводнения. Сам же Евгений сходит с ума, не перенеся душевных потрясений. Безумный, он бродит по городу и однажды оказывается возле памятника Петру I. Это "Медный всадник". И Евгению становится ясно, кто был виновником гибели его невесты, его разбитой жизни и счастья. Он бросает вызов: "Добро, строитель чудотворный! - Шепнул он, злобно задрожав, - Ужо тебе!.." И вдруг безумному кажется, что грозный царь покидает скалу и скачет за ним, чтобы наказать за дерзость: И во всю ночь безумец бедный, Куда стопы ни обращал, За ним повсюду Всадник Медный С тяжелым топотом скакал. После этой страшной ночи Евгений старался стороной обходить это место, а если проходил мимо, то "картуз изношенный сымал, смущенных глаз не подымал". Таким образом, он был совершенно уничтожен и раздавлен государ-ством, олицетворением которого был Петр I. Заканчивается поэма гибелью Евгения: его нашли мертвым возле развалившегося дома Параши. Евгений является одной из невольных жертв дела Петра, а Петр косвенным виновником его гибели. П-н сочувствует своему герою, он называет его несчастным, бедным, но конец поэмы является гимном государственности, гимном Петру I - самому мощному из русских самодержцев, основателю новой столицы, сблизившей Россию с Западом. П-на всегда привлекала фигура Петра I, ему он посвятил множетсво своих произведений, поэтому мнение критиков о том, на чьей стороне П-н, разошлись. Одни считали, что поэт обосновал право государства распоряжаться жизнью человека, и становится на сторону Петра, так как понимает необходимость и пользу его преобразований. Другие считают жертву Евгения неоправданной. Мне же кажется, что П-н впервые в русской литературе показал всю трагичность и неразрешимость конфликта между государством и частной личностью.
Александр Сергеевич Пушкин - выдающийся русский поэт, классик Золотого века. Его известный "Медный всадник", анализ которого будет предложен ниже, является замечательным произведением литературы.
Оно посвящено Петру Великому и его главному творению - городу на Неве Санкт-Петербургу. Анализ поэмы "Медный всадник" всегда дается очень нелегко, потому что отношение к великому реформатору и его детищу не у всех однозначное. А.Пушкин - это мастер стихотворной формы, и именно поэтому ему не составило особого труда изобразить историю в именно такой форме.
«Медный всадник»: анализ поэмы
Поэма была создана в 1833 году. К тому времени мнение самого автора об преобразованиях великого царя-строителя изменилось, ведь в Полтавской битве был герой именно Петр Первый. Поэма изначально не прошла жестокую цензуру Николая 1, но после была допущена к публикации.
В центре внимания два героя - юноша по имени Евгений и сам Медный всадник. Данная поэма легко читается, что позволяет быстро сделать анализ. Медный всадник - это тот, кого обвиняет юноша в своей беде (после сильного наводнения герой прибегает к дому любимой девушки и видит, что это стихийное бедствие затронуло и его судьбу - Параши больше нет).
О чем же говорится в первой части этой стихотворной повести? В ней рассказывается о прекрасном осеннем Санкт-Петербурге. Там живет молодой и трудолюбивый Евгений, который очень озабочен и огорчен своей участью. У него есть любимая девушка - Параша, которую он не видел на протяжение многих дней и очень по ней скучал. Был обычный день, Евгений шел с работы домой и думал о Параше. Ночью начинается сильное наводнение, после которого он и узнает, что его любимой больше нет. После этого случая герой перестает "жить": он уходит с работы, с квартиры, живет на пристани. В один из осенних дней он идет по неизвестной причине именно к Медному всаднику.
Медный всадник (анализ одноименной поэмы великого русского классика А.Пушкина всегда заставляет задуматься каждого) величественно возвышается на Сенатской площади. Пушкин использует приемы олицетворения, чтобы показать связь между героем и памятником. Евгению начинает казаться, что после его обвинений сам Петр Великий гонится за ним (Евгению слышится стук несущихся копыт). Сам автор называет своего героя «безумцем», а Медного всадника величественно характеризует: «…он, дум великих полн».
Поэма "Медный всадник", анализ и подробный разбор которой помогут окунуться в атмосферу, описываемую А.Пушкиным, - великий труд. Это стало возможным благодаря изумительному чувству стиля и слова, точным приемам и грамотному согласованию слов. Использование славянизмов придает произведению настоящий русский характер и подчеркивает именно русскую натуру Евгения (чело, хладный), в то время как для Петра Пушкин использует совсем другую стилистическую окраску слов - «державец полумира». Поэма «Медный всадник» стала символичной для города на Неве. Именно после выхода в свет этой поэмы, обращаясь к Санкт-Петербургу, стали говорить: «Красуйся, град Петров…»