Рост продолжительности образования. Образование, его значение для личности и общества

Рост продолжительности образования. Образование, его значение для личности и общества

💖 Нравится? Поделись с друзьями ссылкой

Образование:
1) процесс и результат усвоения человеком суммы знаний, овладения некоторыми навыками и умениями;
2) социальный институт, удовлетворяющий потребности общества в передаче знаний, социализации подрастающего поколения, подготовке кадров.

Просвещение – распространение знаний, образования.
Обучение больше связывают с приобретением точных знаний и практических умений, а воспитание – с развитием духовной культуры человека, выработкой определённых убеждений и разумного поведения, накоплением жизненного опыта.
Образование есть формальный процесс, на основе которого общество передает ценности, навыки и знания. Образовательные учреждения являются агентами социализации.

Функции образования:
1) экономическая (формирование человека, владеющего необходимыми знаниями и навыками);
2) социальная, личностная (социализация личности);
3) культурная (использование ранее накопленной культуры);
4) укрепление национальной безопасности (военной, экономической, экологической); 5) укрепление демократического общества.

Направления (тенденции) развития образования в современном мире:
1) гуманизация предполагает большое внимание к личности, её психологии, интересам. Особое внимание уделяется нравственному воспитанию человека. Гуманизация образования призвана помочь человеку развить свои способности и дарования, использовать творческий потенциал;
2) гуманитаризация означает усиление внимания к изучению общественных и гуманитарных дисциплин;
3) интернационализация образования понимается по-разному. Иногда предлагается максимально сблизить национальные образовательные системы (Болонский процесс). Другие специалисты считают, что такой подход снижает ценность национальных культур и механически переносит чужой опыт в другую социокультурную среду;
4) компьютеризация (использование новых современных технологий обучения).
В XX веке произошла
5) демократизация образования: образование стало доступным для широких слоёв населения.
Наблюдается 6) тенденция к росту продолжительности образования, что существенно меняет образ жизни людей.
Образование стало 7) непрерывным, ибо в условиях НТР работник должен быть способным к быстрым переключениям на новые виды работ, на новые технологии.

Цели (тенденции) образования.
В основу целей образования в ряде стран (в том числе в ЕС) положены четыре базовых принципа, изложенных в документах Международной комиссии по образованию для XXI века. Они характеризуют и тенденции развития образования:
1) научиться познавать, уменье учиться;
2) научиться делать, научиться работать, приобретать компетентность = практикоцентризм;
3) научиться жить вместе, сосуществовать (возрастание роли образования в формировании гражданских качеств личности);
4) повышение роли образования в раскрытии творческого потенциала личности.

Существенным звеном непрерывного образования является самообразование: управляемая самой личностью целенаправленная познавательная деятельность, приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т.п.
Российская система образования.

Ступени:

1) дошкольное образование;
2) общее образование:
а) начальное общее;
б) основное общее (5-9 классы);
в) среднее (полное) общее (10-11 классы);
3) профессиональное:
а) начальное профессиональное;
б) среднее профессиональное;
в) высшее профессиональное;
г) послевузовское профессиональное (бакалавриат и магистратура).

Принципы:

1) гуманистический характер;
2) приоритет общечеловеческих ценностей;
3) единство федерального образования при праве на своеобразие национального и регионального образования;
4) общедоступность образования;
5) приспособление системы образования к потребностям обучаемых;
6) светский характер государственного образования;
7) свобода и плюрализм;
8) демократический характер управления и самостоятельность образовательных учреждений.

Болонский процесс – процесс сближения и гармонизации систем образования стран Европы с целью создания единого европейского пространства высшего образования.

Его начало можно отнести ещё к середине 1970-х годов, когда Советом министров ЕС была принята Резолюция о первой программе сотрудничества в сфере образования. Официальной датой начала процесса принято считать 19 июня 1999 года, когда в г. Болонья на специальной конференции министры образования 29 европейских государств приняли декларацию «Зона европейского высшего образования», или Болонскую декларацию.

Основные положения Болонской декларации:

1) принятие системы сопоставимых степеней, в том числе, через внедрение приложения к диплому для обеспечения возможности трудоустройства европейских граждан и повышения международной конкурентоспособности европейской системы высшего образования;
2) введение двухциклового обучения: достепенного и послестепенного. Первый цикл длится не менее трех лет. Второй должен вести к получению степени магистра или степени доктора.
3) внедрение европейской системы перезачета зачетных единиц трудоемкости для поддержки крупномасштабной студенческой мобильности (система кредитов). Она также обеспечивает право выбора студентом изучаемых дисциплин. За основу предлагается принять ECTS (European Credit Transfer System), сделав ее накопительной системой, способной работать в рамках концепции «обучение в течение всей жизни»;
4) существенно развить мобильность учащихся (на базе выполнения двух предыдущих пунктов). Расширить мобильность преподавательского и иного персонала путем зачета периода времени, затраченного ими на работу в европейском регионе. Установить стандарты транснационального образования;
5) содействие европейскому сотрудничеству в обеспечении качества с целью разработки сопоставимых критериев и методологий;
6) внедрение внутривузовских систем контроля качества образования и привлечение к внешней оценке деятельности вузов студентов и работодателей;
7) содействие необходимым европейским воззрениям в высшем образовании, особенно в области развития учебных планов, межинституционального сотрудничества, схем мобильности и совместных программ обучения, практической подготовки и проведения научных исследований.
Болонский процесс открыт для присоединения других стран. В настоящее время Болонский процесс объединяет 46 стран. Предполагается, что основные его цели должны быть достигнуты к 2010 году.
Россия присоединилась к Болонскому процессу в сентябре 2003 года на берлинской встрече министров образования европейских стран.

Цели Болонского процесса:

1) построение европейской зоны высшего образования как ключевого направления развития мобильности граждан с возможностью трудоустройства;
2) формирование и укрепление интеллектуального, культурного, социального и научно-технического потенциала Европы; повышение престижности в мире европейской высшей школы;
3) обеспечение конкурентоспособности европейских вузов с другими системами образования в борьбе за студентов, деньги, влияние; достижение большей совместимости и сравнимости национальных систем высшего образования; повышение качества образования;
4) повышение центральной роли университетов в развитии европейских культурных ценностей, в которой университеты рассматриваются как носители европейского сознания.

Недостатки Болонского процесса.
Наиболее ощутимо стандартизация учёбы и введение системы зачётных баллов ECTS (англ. European Credit Transfer System) ударили по гуманитарным отделениям.
Болонский процесс – то есть приватизация высшего образования – приводит не только к снижению качества преподавания, но и создает преграды для получения этого образования большинству населения стран, принимающих участие в неолиберальном реформировании своих социальных систем.
Во многих европейских странах (например, во Франции, Греции, Сербии) преподаватели, студенты и школьники выступают с протестами данной реформе образования. В том числе в Греции и Сербии им удалось вынудить правительства отказаться от навязывания приватизации образования.
По оценкам российских экспертов в области образования, присоединение России к болонскому процессу породит путаницу с учебными программами и возможные проблемы в трудоустройстве людей с дипломом бакалавров. Ведь четырёхлетный бакалавриат продолжает воприниматься как неполное высшее образование из-за существенно укороченной программы обучения в сравнении с программами специалиста (5-6 летнее обучение) и магистра (6-летнее обучение). Причём, получение образования магистра, например, может стать только платным.
Одна из серьезных проблем интеграции российской системы образования в Болонский процесс – недостаточно полная информированность должностных лиц как о текущем положении дел в российском и европейском образовании, так и о целях Болонского процесса.

Переход к практике непрерывного образования (век живи – век учись!). «Образование через всю жизнь» вместо «образования на всю жизнь».

Функции непрерывного образования:

1) компенсирующая (восполнение пробелов в базовом образовании);
2) адаптивная (подготовка и переподготовка в условиях меняющейся ситуации);
3) развивающая (удовлетворение потребностей творческого роста личности).



Среди социальных институтов современного общества образование играет одну из важнейших ролей.

Образование - один из способов становления личности путем получения людьми знаний, приобретения умений и навыков развития умственно-познавательных и творческих способностей через систему таких социальных институтов, как семья, школа, средства массовой информации.

Цель образования - приобщение индивида к достижениям человеческой цивилизации, ретрансляция и сохранение ее культурного достояния.

Основной путь получения образования - обучение и самообразование , т. е. если знания, умения и навыки приобретаются человеком самостоятельно, без помощи других обучающих лиц.

Функции образования

Социально-экономический и политический строй, культурно-исторические и национальные особенности определяют характер системы образования.

Система образования в России
Совокупность образовательных стандартов и программ
Органы управления образованием
Сеть - образовательных учреждений:
. Дошкольные образовательные учреждения
. Общеобразовательные школы (гимназии)
. Профессионально-технические учебные заведения (лицеи, колледжи)
. Учреждения дополнительного образования детей (дома школьников, творчества юных и т. д.)
. Духовные учебные заведения (семинарии, духовные академии, теологические факультеты и т. д.)
. Университеты, колледжи, технические школы
. Учреждения по подготовке научных и научно-педагогических кадров
. Учреждения повышения квалификации и переподготовки кадров (институты, факультеты, центры и т. д.)
Комплекс принципов, определяющих функ-ционирование системы образования:
. Гуманистический характер образования
. Приоритет общечеловеческих ценностей
. Право личности на свободное развитие
. Единство федерального образования при праве на своеобразие образования национальных и региональных культур
. Общедоступность образования
. Адаптивность системы образования к потребностям обучаемых
. Светский характер образования в государственных учреждениях
. Свобода и плюрализм в образовании
. Демократический, государственно-общественный характер управления и самостоятельность образовательных учреждений

Общие тенденции в развитии образования
Тенденция Ее сущность
Демократизация системы образования Во многих странах ликвидирована неграмотность, массовое распространение получили среднее и высшее образование. Образование стало доступным для широких слоев населения, хотя различия в качестве и типах учебных заведений сохраняются
Рост продолжительности образования Современное общество нуждается в высококвалифицированных специалистах, что удлиняет сроки обучения
Непрерывность образования В условиях научно-технической революции работник должен быть способным к быстрым переключениям на новые или смежные виды работ, на новые технологии
Гуманизация образования Внимание школы, педагогов к личности учащегося, его интересам, запросам, индивидуальным особенностям
Гуманитаризация образования Повышение роли общественных дисциплин в образовательном процессе - таких как экономическая теория, социология, политология, основы правовых знаний
Интернационализация процесса образования Создание единой системы образования для разных стран, интеграция образовательных систем
Компьютеризация процесса образования Использование новых современных технологий обучения, телекоммуникационных сетей глобального масштаба

К знаниям о мире, ценностям, опыту, накопленному предшествующими поколениями.

Образование, так же как и науку, можно рассматривать в тpex аспектах :

  • это целостная система знаний человека о мире, подкрепленная соответствующими навыками в различных сферах активности;
  • это целенаправленное обучение личности, формирования у нее определенных знаний и навыков;
  • это система социальных институтов , обеспечивающих допрофессиональное и профессиональное обучение.

Целью образования является приобщение человека к убеждениям, идеалам и ценностям господствующей части общества.

Функции образования следующие:

  • воспитание;
  • социализация;
  • подготовка квалифицированных специалистов;
  • приобщение к современным технологиям и другим продуктам культуры.

Критерии образованности

Образование — это результат .

Образованный человек — человек, который овладел определенным объемом систематизированных знаний и, кроме того, привык логически, выделяя причины и следствия, мыслить.

Главный критерий образованности — системность знаний и системность мышления, проявляющиеся в том, что человек способен самостоятельно восстанавливать недостающие звенья в системе знаний с помощью логических рассуждений.

В зависимости от объема полученных знаний и достигнутого уровня самостоятельности мышления различают начальное, среднее и высшее образование. По характеру и направленности образование подразделяется на общее, профессиональное и политехническое.

Общее образование дает знание основ наук о природе, обществе, человеке, формирует диалектико-материалистическое мировоззрение, развивает познавательные способности. Общее образование дает понимание основных закономерностей развития в окружающем человека мире, необходимые каждому человеку учебные и трудовые умения, разнообразные практические навыки.

Политехническое образование знакомит с основными принципами современного производства, вырабатывает навыки обращения с простейшими орудиями труда, которые применяются в быту и повседневной жизни.

Роль образования в жизни человека

Посредством образования происходит трансляция от одного поколения другому.

С одной стороны, на образование оказывают влияние экономическая и политическая сферы общественной жизни, а также социокультурная среда — национальные, региональные, религиозные традиции (поэтому модели и формы образования значительно отличаются друг от друга: можно говорить о русской, американской, французской системах образования).

С другой стороны, образование — относительно самостоятельная подсистема социальной жизни, которая может оказывать влияние на все сферы жизни общества. Так, модернизация образования в стране позволяет в дальнейшем повысить качество трудовых ресурсов и, следовательно, способствовать развитию экономики. Гражданское образование способствует демократизации политической сферы общества, юридическое — укреплению правовой культуры. В целом качественное образование формирует гармоничную личность как в общекультурном плане, так и в профессиональном.

Образование имеет большое значение не только для общества, но и для индивида. В современном обществе образование — это основной «социальный лифт», который позволяет талантливому человеку подняться из самых низов общественной жизни и добиться высокого социального статуса.

Система образования

Образование — одна из важнейших сфер социальной жизни, от функционирования которой зависит интеллектуальное, культурное, нравственное состояние . Конечный результат сводится к образованности индивида, т.е. его новому качеству, выраженному в совокупности приобретенных знаний, умений и навыков.

Образование сохраняет свой потенциал в качестве определяющего фактора социально-экономического развития России.

Система образования включает:

  • дошкольные образовательные учреждения;
  • общеобразовательные учреждения;
  • образовательные учреждения высшего профессионального образования (высшее учебное заведение);
  • образовательные учреждения среднего специального образования (среднее специальное учебное заведение);
  • негосударственные образовательные учреждения;
  • дополнительное образование.

Учреждения образования представляют собой массовую и обширную систему. Их сеть воздействует на социально-экономическую ситуацию, как в стране, так и в регионах. В образовательных учреждениях осуществляется передача знаний, моральных устоев и обычаев общества.

Важнейшим социальным институтом в системе образования является школа .

Проблемы, стоящие перед управлением образованием:

  • низкая заработная плата преподавателей;
  • недостаточное материально-техническое обеспечение учреждений образования;
  • нехватка кадров;
  • недостаточный профессиональный уровень образования;
  • недостаточный уровень общей культуры.

Структура образования

Образование, как и всякая социальная подсистема, имеет свою структуру. Так, в структуре образования можно выделить образовательные учреждения (школы, колледжи, университеты), социальные группы (учителя, студенты, учащиеся), учебный процесс (процесс передачи и усвоения знаний, умений, навыков, ценностей).

В таблице приведена структура образования на примере Российской Федерации. Основное общее образование в РФ до достижения 15 лет является обязательным.

Образовательные ступени

Кроме дошкольного, общего и профессионального образования иногда выделяют:

  • дополнительное образование, которое проходит параллельно с основным, — кружки, секции, воскресные школы, курсы;
  • самообразование самостоятельная работа по приобретению знаний о мире, опыта, культурных ценностей. Самообразование — это свободный активный путь культурного самосовершенствования, позволяющий добиться наилучших успехов в образовательной деятельности.

По формам обучения при структурировании выделяются очная, заочная, экстернатная, по индивидуальному плану, дистанционная формы.

Отобранная информация передается обучающимся при помощи определенных средств обучения, источников информации (слово обучающего, учебное пособие, наглядные и технические средства).

Основные принципы формирования содержания школьного образования:

  • Гуманистичность , обеспечивающая приоритет общечеловеческих ценностей и здоровья человека, свободного развития ;
  • Научность , проявляющаяся в соответствии предлагаемых для изучения в школе знаний последним достижениям научного, социального и культурного прогресса;
  • Последовательность , заключающаяся в планировании содержания, развивающегося по восходящей линии, где каждое новое знание опирается на предыдущее и вытекает из него;
  • Историзм , означающий воспроизведение в школьных курсах истории развитее той или иной отрасли науки, человеческой практики, освещение в связи с изучаемыми проблемами деятельности выдающихся ученых;
  • Систематичность , предполагающая рассмотрение изучаемых знаний и формируемых умений в системе, построение всех учебных курсов и всего содержания школьного обучения как систем, входящих друг в друга и в общую систему человеческой культуры;
  • Связь с жизнью как способ проверки действительности изучаемых знаний и формируемых умений и как универсального средства подкрепления школьного образования реальной практикой;
  • Соответствие возрастным возможностям и уровню подготовленности школьников, которым та или иная система знаний, умений предлагается для освоения;
  • Доступность , определяемая структурой учебных планов и программ, способом изложения научных знаний в учебных книгах, а также порядком введения и оптимальным количеством изучаемых научных понятий и терминов.

Две подсистемы образования: обучение и воспитание

Таким образом, понятия «обучение» и «воспитание» являются важнейшими педагогическими категориями, которые позволяют развести взаимосвязанные, но не сводимые друг к другу подсистемы образования как целенаправленного, организованного процесса социализации человека.

Причем здесь идет речь о понимании термина «воспитание» в узком педагогическом смысле слова , как о подсистеме образования, которая находится в одном ряду с обучением, на том же уровне, а не «под ним» или «над ним», что схематически может быть выражено следующим образом (рис. 1).

Рис. 1. Две подсистемы образования

Это различение в системе образования выделил уже Платон, который в диалоге «Софист» призывал отличать «от искусства обучать искусство воспитывать», а в «Законах» утверждал, что «самым важным в обучении мы признаем надлежащее воспитание». Причем под воспитанием он понимал формирование у человека позитивного отношение к тому, чему его обучают, приобщая не только к знаниям, но и к способам деятельности.

С тех пор многократно делались попытки дать определение обучению и воспитанию, развести эти процессы. В последние десятилетия в отечественной педагогической науке были предложены весьма перспективные подходы к решению этой проблемы, прежде всего такими исследователями, как И.Я. Лернер, В.В. Краевский, Б.М. Бим-Бад и др.

Причем их концепции не взаимоисключали, а дополняли друг друга и с точки зрения своего основного содержания сводились к следующему:

  • обучение и воспитание — подсистемы единого процесса образования;
  • обучение и воспитание — стороны целесообразно организованного процесса социализации человека;
  • различие между обучением и воспитанием состоит в том, что первое преимущественно обращено к интеллектуальной стороне человека, а воспитание — к его эмоционально-практической, ценностной стороне;
  • обучение и воспитание — процессы не только взаимосвязанные, но и взаимообеспечивающие, дополняющие друг друга.

Как отмечал Гегель, нельзя учить столярному лапу и не учить столярничать, точно так же как нельзя учить философии и не учить философствовать.

Отсюда следует общий вывод, что обучение будет воспитывающим только тогда, когда наряду с учебными целями будут ставиться и реализовываться и цели воспитания. Но все же в этом двуедином процессе есть главное звено, и таковым является именно обучение, обеспечивающее знания в качестве наиболее прочной основы воспитания.

По выражению К.Д. Ушинского , образование есть строительство, в процессе которого возводится здание, а знания являются его фундаментом. У этого здания есть много этажей: умения, навыки, способности обучаемых, но их прочность зависит в первую очередь от добротности фундамента, заложенного в виде знаний.

Единство обучения и воспитания определяется самой природой педагогического процесса, включающего в себя целенаправленное обучение и воспитание в качестве подсистем образования.

1. Сущность образования . Образование – процесс и результат передачи от поколения к поколению знаний, умений и ценностей. Образование включает обучение (передача знаний и умений) и вос­питание (передача ценностей).

2. Виды образования:

· По способу организации: – институциональное (очное, очно-за­очное, заочное, семейное, экстернат, дистанционное) и самообразова­ние

· По финансированию – бюджетное и внебюджетное

· По уровню – дошкольное, общее (начальное, основное, среднее полное), профессиональное (начальное, среднее, высшее, послеву­зовское).

· По направленности: социально-гуманитарное, естественное, техническое, математическое, духовное…

· По юридическому статусу: государственное и негосударствен­ное, но, в любом случае, на основе государственных образователь­ных стандартов и государственной лицензии.

3. Принципы образования в РФ : общедоступность, светскость, демократизм управления, гуманистический характер, единство и многообразие (сочетание федерального, регионального и местного компонентов).

4. Тенденции развития современного образования:

Тенденция Ее сущность
Демократизация системы образования Во многих странах ликвидирована неграмот­ность, массовое распространение получили среднее и высшее образование. Образование стало доступ­ным для широких слоев населения, хотя различия в качестве и типах учебных заведений сохраняются
Рост продолжительности образования Современное общество нуждается в высококва­лифицированных специалистах, что удлиняет сроки обучения
Непрерывность образова­ния В условиях научно-технической революции ра­ботник должен быть способным к быстрым переключениям на новые или смежные виды работ, на новые технологии
Гуманизация образова­ния Внимание школы, педагогов к личности учащего­ся, его интересам, запросам, индивидуальным осо­бенностям
Гуманитаризация образо­вания Повышение роли общественных дисциплин в об­разовательном процессе - таких, как экономиче­ская теория, социология, политология, основы пра­вовых знаний
Интернационализация процесса образования Создание единой системы образования для разных стран, интеграция образовательных систем (например Болонский процесс в Европе)
Компьютеризация про­цесса образования Использование новых современных технологий обучения, телекоммуникационного масштаба

Функции образования



Экономические: формирование профессиональной структуры об­щества, приносит доход как самому человеку, так и государству, дает возможность профессиональной самореализации; люди способны осваивать научные и технические новшества и эффективно использо­вать их в профессиональной деятельности

Социальные : социализация, воспроизводство социальной структу­ры общества, шкала социальной стратификации, канал социальной мобильности

Культурные – формирует мировоззрение, иной взгляд на мир, поз­воляет использовать достижения культуры для дальнейшего развития как отдельного человека так и общества в целом

В современном обществе роль образования непрерывно растет. Сож­ность и постоянные изменения общественной жизни требуют от человека не только высокого уровня знаний и умений но и способно­сти и постоянной готовности к их совершенствованию.

Религия

Что такое религия?

А. Проблема определения. Термин происходит от лат глагола religare – связывание

Варианты определений:

«вера в сверхъестественное»? – но и НЛО сверхъестественное

«вера в Бога» ? – но в конфуцианстве бога нет

вера – это субъективная убежденность человека в чем либо, на основе личной значимости, не требующая доказательств (но можно верить в дружбу, в любовь, в коммунизм).

Зависимость от убеждений человека:

«опиум для народа» – атеисты

«общение с Богом» – верующие

Б. Структура

В итоге лучше всего определять религию через е ё структуру – это совокупность догматов (положений); чувств (вера), действий (культ) и организаций (община, секта, конфессия, церковь), с помощью которых осуще­ствляется связь людей с потусторонним миром

В. Теории происхождения религии. Время появления – верхний па­леолит. Рождается из мифа. Версии происхождеия: теологическая, психологическая, материалистическая, социологическая.

Виды религий

По историческому признаку религии делят на 3 вида:

А. Первые формы религии

В первобытном обществе возникают такие формы религиозных представлений как тотемизм (вера в связь с божественным предком), фетишизм (вера в свойства предметов), анимизм (вера в духов и душу) и магия (вера в возможность действиями повлиять).

В первых цивилизациях – языческая религия (=политеизм – многобожие) – много богов, но каждый имеет четкие очертания – вид, характер, историю, сферу действия. Формируется пантеон богов – их общая совокупность и иерархия. Боги являются олицетворени­ем явлений природы, предков и общественной жизни. Выделяется главный.

Складывается единобожие первая попытка – Атон в Египте. Первой монотеистической религией признан иудаизм (культ бога Яхве)

Б. Исторические религии сначала возникают как национальные, но потом некоторые из них переходят границы государств и превраща­ются в мировые.

Национальные религии : индуизм, джайнизм – религия индусов, иудаизм – религия евреев, синтоизм – религия японцев, конфуци­анство и даосизм – китайские религии; зороастризм – религия пер­сов.

Мировые религии крупная общность людей, наличие последова­телей во многих странах и среди различных народов. Под такие кри­терии подходят христианство, ислам, индуизм, буддизм и иудаизм (ЮНЕСКО). В России принято выделять три мировые религии – буд­дизм, христианство и ислам. (учитываются дополнительные крите­рии – религия не может служить признаком национальной принад­лежности (как в иудаизме); в ней должна быть сложена достаточно четкая философская школа (нет в индуизме), она должна оказывать существенное влияние на ход развития мировой истории, искусство.

Отдельно выделяют ветхозаветные или авраамические религии, которые признают священной книгой Ветхий Завет и его сюжеты – это иудаизм, христианство и ислам.

В. Новые религиозные движения постоянно возникают и развива­ются. Обычно появляются как секта – вид религиозной организации. Могут быть как деструктивными (Аум Синрикё), так и позитивными (экуменизм – движение за объединение всех христианских конфес­сий; бахаизм – движение за объединение всех религий – 6 млн. по­следователей)

Мировые религии

Название Буддизм Христи­анство Ислам
перевод Просветле­ние Спасение Покорность
Время появле­ния VI-V вв до нэ, I в н.э. VII в н.э.
Место появле­ния Индии, Палестине (Рим империя); Аравийском полуострове
Бог Иисус един в трех лицах Аллах.
пророк Гаутама Моисей и др. Мухаммед и др. (в т.ч. Иисус)
цель жизни нирвана аб­солютное спо­койствие рай и воскрешение
Путь достиже­ния избавление от желаний избавление от грехов
4 истины и 8 ступеней 10 заповедей 5 столпов
Священная книга «Трипитака» Библия: Ветхий Завет, Новый Завет Коран, Сун­на
Число верую­щих 800 млн 2 млрд 1,8 млрд
Основной регион распро­странения Центральная и Восточная Азия Европа, Се­верная и Юж­ная Америка Сев.Африка, Западная Азия
направления махаяна и хинаяна католицизм, православие, протестантизм сунниты и шииты

Католицизм и православие разделились в 1054, главное противоре­чие – происхождение святого духа. Протестантизм возник в Герма­нии в XVI веке, как реакция на перегибы католической церкви. Глав­ная черта – возможность непосредственного общения человека с Бо­гом. Все верующие могут сами трактовать Библию, поэтому очень много школ и сект (кальвинизм, лютеранство, англиканская церковь, пресвитериане и т.д.).

Образование - целенаправленная познавательная деятельность людей по получению знаний, умений и навыков, либо по их совершенствованию.

Цель образования - приобщение индивида к достижениям человеческой цивилизации. Основным институтом современного образования является школа. Выполняя «заказ» общества, школа наряду с учебными заведениями других типов осуществляет подготовку квалифицированных кадров для различных сфер человеческой деятельности.

Функции образования.

  1. Передача социального опыта (знаний, ценностей, норм и т.д.).
  2. Накопление и хранение культуры общества. Образование поддерживает необходимый уровень сплочённости общества, способствует поддержанию его стабильности, ведёт к непосредственному социальному воспроизводству общества как культурно целостности.
  3. Социализация личности. Подготовка квалифицированных кадров для поддержания и повышения выживаемости общества в постоянно меняющихся исторических условиях его существования.
  4. Социальный отбор (селекция) членов общества, в первую очередь молодёжи. Благодаря этому каждый человек занимает в обществе ту позицию, которая в наибольшей мере удовлетворяет его личные и общественные интересы.
  5. Обеспечение профессиональной ориентации человека.
  6. Введение социокультурных инноваций. Образование способствует открытиям и изобретениям, разработке новых идей, теорий, концепций.
  7. Социальный контроль. Законодательство многих стран предусматривает обязательное образование, что способствует поддержанию стабильности общества.

Основные направления проводящейся реформы образования:

  1. демократизация системы обучения и воспитания;
  2. гуманизация процесса образования;
  3. компьютеризация;
  4. интернационализация.

В ходе их реализации предполагается:

  1. видоизменить организацию и технологию обучения, сделать ученика полноценным субъектом образовательного процесса;
  2. выбрать новую систему критериев эффективности результатов образования.

Современное образование является средством решения важнейших проблем не только всего общества, но и отдельных индивидов. Это один из важнейших этапов в процессе социализации.

Основные элементы системы образования

Система образования представляет собой сложную многоуровневую целостность, включающую ряд взаимодействующих элементов:

  • органы управления образованием и подведомственные им учреждения и
  • организации (министерство образования, департаменты, управления и министерства образования субъектов Российской Федерации и др.);
  • нормативно-правовые акты, регулирующие процесс образования (Конституция РФ, Закон РФ “Об образовании” и др.);
  • образовательные учреждения (школы, академии, институты, университеты и т.д.);
  • образовательные объединения(научные общества, профессиональные ассоциации, творческие союзы, методические советы и т.д.);
  • учреждения инфраструктуры науки и образования (производственные предприятия, лаборатории, типографии и т.п.);
  • образовательные концепции, программы, стандарты;
  • учебную и методическую литературу;
  • периодические издания (журналы, газеты и т.п.).

Образование традиционно делится на общее (иногда его называют школьное) и профессиональное. На начальном этапе социализации личности доминирует решение задач общего образования, а по мере повышения образовательного уровня человека начинает преобладать специализированное, профессиональное образование.

Общее образование позволяет овладеть основами научных знаний, необходимых для понимания окружающего мира, участия в общественной жизни и трудовой деятельности. В процессе школьного обучения человек усваивает нормы, ценности и идеалы культуры общества, в котором живёт, а также правила обыденного поведения на универсальном материале исторического опыта человечества.

Профессиональное образование готовит творцов новых ценностей культуры и осуществляется преимущественно в специализированных областях общественной жизни (экономической, политической, правовой и т.д.). Профессиональное образование обусловлено общественным разделением труда и заключается в усвоении специальных знаний, практических умений и навыков продуктивной деятельности в избранной сфере.

С учётом потребностей и возможностей учащихся образование может быть получено в разных формах: очной, очно-заочной (вечерней), заочной, семейного образования, самообразования, экстерна. Допускается сочетание различных форм получения образования. Для всех форм получения образования в пределах конкретной основной общеобразовательной или основной профессиональной образовательной программы действует единый государственный образовательный стандарт. Правительство Российской Федерации устанавливает перечни профессий и специальностей, получение которых в очно-заочной (вечерней), заочной формах и в форме экстерна не допускается.

Рассказать друзьям